Людям нравятся разные собаки: одним - с серьезным характером и грозной внешностью, другим - приветливые и с веселым нравом. Но все хотят, чтобы поведение их собак укладывалось в рамки нормального. Эти рамки довольно трудно определить, и чаще всего нарушения в поведении своей собаки человек замечает тогда, когда они уже, увы, сформировались.
Так называемый "синдром питомника" связан с пробелами в развитии щенков в результате выращивания их в бедной или ограниченной среде крупных питомников. На самом деле эта проблема гораздо шире, чем частные сложности кинологов-разведенцев - речь идет об общих психобиологических закономерностях развития млекопитающих, не исключая, кстати, и человека.
Гены и Среда или почему Маугли не смог стать человеком.
Все знают, что внешние породные признаки собаки, а также особенности поведения, свойственные той или иной породе, закреплены генетически. Известно также, что качества производителей могут передаваться по наследству их потомкам. Но почему-то в тени Его Величества Гена часто остается без внимания Ее Величество Среда. Между тем, именно влияние внешней среды является необходимым условием для нормального развития детенышей любого млекопитающего - будь то щенок или ребенок.
Дело в том, что всесильные гены не определяют напрямую повадки животного - генетическая матрица обеспечивает фундамент, на котором строятся различные поведенческие программы, свойственные виду, породе или особи. А запускают эти программы и приводят их в действие разнообразные внешние стимулы. Это одно из великих таинств природы - "послания" из внешнего мира разворачивают записанную в генах информацию и дают толчок развитию поведенческих программ, набор которых и определяет реальное поведение животного.
Самым ярким примером действия этого биологического закона являемся, как ни странно, мы сами. Не случайно это нашло свое отражение в литературе - я имею в виду историю Маугли. Правда, великий писатель рассказал всего лишь сказку о жизни мальчика в стае волков. Реальные “Маугли”, которых находили в джунглях, были не способны освоить человеческий язык, несмотря на все усилия по их обучению. Они были лишены возможности освоить человеческую речь в раннем детстве и поэтому не смогли стать людьми в полном смысле этого слова. Это и есть последствия ограничения влияния внешней среды. Генетически запрограммированная способность говорить по-человечески у ребенка не может развиться без общения с другими людьми. Более того, обучиться человеческому языку он сможет только в том случае, если познакомится с ним в первые годы своей жизни. Это связано с тем, что для освоения речи, необходимо определенное развитие мозга. А у многих млекопитающих, включая человека и собаку, развитие структур мозга продолжается и после рождения. И решающую роль в этом развитии играет внешняя среда.
По сравнению с человеком собака - более просто организованное существо, но закономерности развития те же: генетические программы не могут правильно реализоваться в полноценное, свойственное виду поведение без воздействия внешней среды. Окружающий мир собаки в значительной степени определяется человеком и существенным образом влияет на развитие ее поведенческих особенностей. От того, насколько правильно мы организуем среду, в которой будет воспитываться наша собака, зависит, каким будет ее поведение.
Критические периоды: в нужное время в нужном месте
Процесс развития поведенческих программ на ранних этапах жизни млекопитающих имеют чувствительные периоды - именно в эти моменты животные наиболее восприимчивы к воздействию сигналов внешней среды. Именно в эти моменты возможен запуск определенных поведенческих программ, развитие врожденных форм поведения, обучение жизненно важным навыкам, запечатление нужных образов. Опыт, полученный в первые месяцы жизни, может определить в дальнейшем характер и поведение собаки, ее умственные и адаптивные способности.
Если не давать щенку возможность получить необходимый полезный опыт в эти периоды, не позволять ему попробовать на деле свои унаследованные от предков способности, он может оказаться в ситуации "упущенного времени". Впервые столкнувшись с внешним миром в старшем возрасте, собака уже не сможет осваивать его с такой легкостью, какая доступна маленьким щенкам в их "чувствительном состоянии". По этой причине эти периоды получили второе название - критические. И для собак они ограничиваются, по большей части, первым полугодом жизни животного.
Один из критических периодов - период социализации - многим знаком в виде правила, что щенку обязательно надо давать общаться с другими собаками до наступления 3-х месяцев. Например, хорошо известны печальные последствия длительного карантина при вакцинации собак - “засидевшихся” щенков впервые выводили на улицу чуть ли не в 5-6 месяцев, когда основные поведенческие программы уже завершают формирование. В результате получали собачьих "Маугли", неспособных не только нормально общаться с сородичами, но и адекватно реагировать на городскую среду, поскольку были пропущены чувствительные периоды развития основных форм поведения.
В основе собачьего поведения, которым они так часто поражают и умиляют нас, лежит сложное "здание" психобиологических процессов. После рождения у щенка продолжается развитие его нервной системы, и происходит дозревание структур головного мозга, поэтому формирование поведения проходит в несколько этапов и строго подчинено плану, заключенному в генах. На каждом этапе под действием внешней среды достраиваются определенные части мозга молодой собаки.
Если представить себе, что генеральный план этого своеобразного строительства определяется генами, а строительный материал поставляет нервная система, то строителями выступают стимулы окружающего мира. И если они не окажутся в нужном месте в нужное время, в здании будут изъяны или даже целые провалы - мозг окажется недостроенным!
Бедность - не порок?
Нарушения правильного хода развития собаки могут возникать в разных условиях - и в большом загородном питомнике, и в тесной городской квартире. Полезное влияние внешней среды на щенка могут ограничивать обедненные условия содержания, что в дальнейшем вызывает нарушение поведения у взрослых собак, которые оказываются в несколько иной среде, попадая к владельцам.
Какие условия следует считать обедненными?
Если начинать с первого месяца жизни щенка, то единственный вариант нормальных условий – это наличие матери. Многочисленными экспериментами на разных видах млекопитающих было показано, что все важные внешние воздействия, необходимые для нормального развития новорожденного, дает ему его мать через телесный контакт и естественное вскармливание. В первый месяц жизни собаки стимуляция со стороны матери и возможность сосать материнский сосок, массируя его лапками, оказывает мощное и ничем не заменимое благотворное воздействие на развитие мозга и формирование нормального поведения щенка. Плюсы, которые получает вскормленный матерью щенок, по сравнению с сиротой и "искусственником", трудно переоценить: эмоциональная стабильность, уверенность в себе, стойкость в социальной конкуренции, высокие умственные и адаптивные способности. Важная роль тактильных контактов и неонатального пищевого поведения в дальнейшем развитии психики и поведения собаки ставит под сомнение целесообразность искусственного выкармливания щенков, поскольку восполнить недостаток ключевых стимулов в этом случае невозможно.
Бедными следует считать и такие условиям содержания собак, когда щенки первые месяцы своей жизни проводят только в клетках и огороженных выгулах. Говоря научным языком, стимульная среда в таких условиях очень скудная, особенно если сравнивать ее с реальными условиями мегаполиса. Иными словами, собакам в питомниках просто не хватает адекватных внешних раздражителей, которые бы могли вызвать к жизни все то богатство адаптационных способностей, которые заложены в генах животного.
Считается, что в возрасте около двух месяцев следует начинать знакомить собаку с как можно более широким спектром внешних раздражителей - зрительных, слуховых, запаховых и вкусовых, так как впечатления, полученные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь. Например, в этот период можно легко приучить собаку к разнообразным кормам. Уже с третьего месяца жизни рекомендуется начинать знакомить специализированных собак (охотничьих, спасателей) с условиями, в которых они будут работать. В противном случае бывает, что кандидаты в спасатели с трудом осваивают лестницы и боятся тоннелей. Собаки, выращенные в бедных условиях и ограниченные в контактах с внешним миром, в целом, ведут себя менее уверенно и болезненно реагируют на незнакомые стимулы практически всю свою жизнь.
Исправить положение могут регулярные (пусть и не ежедневные, и не продолжительные) прогулки, на которые даже 1,5-2 месячные щенки могут отправляться вместе со своими мамашами. Постоянные маршруты для таких вылазок стоит продумать заранее и включить в них разнообразные "приключения" для щенков. Например, преодоление небольших канав или других препятствий, может быть, знакомство с отдаленными шумами, вроде проходящей вдали электрички. Если возможности для такого рода безопасных прогулок нет, то стоит оборудовать выгулы для щенков разнообразным интерьером и игрушками и по возможности периодически менять их. Для этой цели можно использовать даже картонные коробки. Любая грамотно дозированная новизна полезна для развития психики и активного поведения собаки.
Организуя содержание собак в питомниках, все-таки важно учитывать, насколько это возможно, в каких условиях будут жить собаки у их будущих владельцев. Часто собаки, выращенные в питомниках, с трудом обучаются правилам гигиены в квартире. Полезный прием приучать собаку с "щенячества" оправляться на бумажную подстилку (или специальную пеленку), конечно, помогает владельцу справиться с этой проблемой в доме. Прогулки за территорию питомника не позднее, чем с 3-х месяцев существенно облегчают собаке впоследствии вхождение в городскую среду. Проблемы могут возникать, если щенку не дают возможности своевременно познакомиться с такими особенностями сложного и разнообразного внешнего мира, как шумные городские улицы, толпы людей, бегущие и кричащие дети, большие и агрессивные незнакомые собаки, лестницы, водоемы, грохочущие машины, поезда и т.п.
Непринцева Елена Сергеевна
этолог, кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела научных исследований Московского зоопарка,
специалист по поведению собак, эксперт по рабочим качествам РКФ