Асы - Аланы
- народ завоевателей, покоривший к концу первого века по Р. Хр. почти все племена и народы бывшей Ази¬атской Скифии. От А. - А. сохранилось множество исторических и археологических памятников. Известно, что они пришли на Дон и на берега Азовского моря в первом веке по Р. Хр., что по всем данным они явились сюда с севера и вели свое начало из источника общего с нордическими Асами. Оба их имени, Асы и Аланы, имеют северный характер. По нордическим преданиям, записанным в Сагах, на далеком севере тоже когда то существовали Асы, Азары, Азиаманны, герои-полубоги, которые, будто бы, и были родоначальниками скандинавских народов. В сагах вспоминается Танаис и Азгард ("Страж Азии" или "Город Азов"), откуда вышел с племенами Асов их вождь Один. Внешность А. - Аланов, живших вдоль Дона, по описанию римского историка четвертого века Аммиана Марцеллина, носила признаки типа нордического: "За редким исключением, все Аланы люди высокого роста и большой красоты; их волосы почти желтого цвета". Марцеллин знал также, что А. А. ведут свое начало от какого то особенного рода: "Они не имеют понятия о рабстве потому, что сами происходят от благородных корней." Первым из историков точно определяет их эт¬ническую сущность Прокопий Кесарийский в 6 в. Он называет их готским народом. В его время Приазовские Аланы были уже христианами. В дальнейшем европейские памятники называют их иногда Готиталанами, (что должно означать "готские Аланы") Аланготами, Валанготами, а на востоке их знают под именем Акасов или Белых Асов, Азо-Варангов (Бируни) и Алан-Варягов (Низами). В русских летописях они известны как Ясы (Яс, жен. род Ясыня). Римляне звали их также Танаитами (Донцами), потому что их основные кочевья располагались вдоль Таны (Дона). Тесные связи Танаитов с севером подтверждает и археология, указывая, что древние могилы Скандинавии часто находят свое подобие в местах расселения А. - А-ов. На основании имеющихся данных, западные историки резонно предполагают в А. - Аланах сармато-германский сплав, в то время как Русские упорно не признают в них никого, кроме предков нынешних Осетинов, хотя на то и не имеют достаточно обоснованных данных. Ко второму веку на кочевых просторах прежней Азиатской Скифии А. А. установили свое владычество. Покорение народов живущих там совершилось быстро и, повидимому, без особенных усилий, потому что остатки скифов и сарматов в ту эпоху были поделены на множество племенных обществ, избегавших объединения. Они легко стали жертвой хорошо организованных и закаленных в боях А. - Аланов, хотя те уступали во много раз по количеству неисчислимым ордам степных жителей. Нет данных предполагать, что для покоренных северо-кавказцев, Меотов, Сираков, Торетов, Удзов, Аорсов, горских Асседонов или для каких других племен, новая власть проявлялась особенно деспотически хотя, покоряя народы А. - А. принуждали их всех называться Аланами, а для себя веками сохраняли имя Ас, Аас, Аз. Они не разрушали и завоеванные оседлые центры, которые стали служить в их царстве поставщиками продуктов земледелия, рыболовства и местного ремесленного производства. Оседлое ремесло поставляло на рынки прекрасные сорта керамических изделий, украшения из дорогих камней и цветных металлов, конское снаряжение и оружие излюб¬ленного у Аланов типа, не считая всякого рода продуктов, необходимых для жизни. Еще в 4 в., проживая на Дону, А.-А. оставались в большинстве кочевниками. Они занимались исключительно скотоводством и военным промыслом. Далекие набеги считались у них почетным занятием и первым удовольствием. Каждый из них любил войну, боевые встречи и опасности. Лишь того они считали достойным уважения, славы и загробного счастья, кто провел жизнь в боях и пал сраженный оружием врага. Как и полагалось воинам, были "они легки и ловки во владении оружием", которым пользовались исключительно в конных боях. Вооружение их всадников, по выводам археологии, составляли тяжелые пики, длинные палаши, кинжалы и луки со стрелами. Они же ввели в употребление прототип горско-казачьего седла с передней лукой и стременами, пользовались в боях арканами. Одевались А. -в куртки, скроенные на подобии казачьего чекменя, причем правая пола запахивалась поверх левой, т. е. так же, как у скифов, большинства Туранцев и Кавказцев и как еще недавно у Казаков, не только в бешметах, черкессках, чекменях, но даже в форменных мундирах. В 4 в. А. - А. были еще язычниками. Достойным поклонения божеством они считали одного бога войны. Палаш, воткнутый в землю служил его символом и перед ним они приносили кровавые жертвы. Покойников хоронили и под курганами и без насыпей, но, подобно Скандинавам, всегда в глубоких камерах, вырубленных в твердом глинистом грунте. В могилу воина укладывалось оружие приведенное в негодность, а рядом в отдельной яме часто хоронили и его боевого коня. К 4 в. некоторая часть А. - Аланов перешла к оседлости и остатки населенных ими пунктов, как и их погребения, дали археологам многие образцы их военной и бытовой культуры, которая распространялась по всему царству и оказалась богатой по содержанию и устойчивой по формам. Около 375 г. империя А.-А. пала под ударами грозных орд новых завоевателей Гуннов. Немецкий историк О. Егер пишет об этом событии: "Так называемые гунны, большое число монголо-туранских и татарско - чудских племен, объединенных под властью хана Баламира, разгромили германо-сарматский народ Аланов и в 373г. обратились против Готов." Современник нашествия А. Марцеллин рассказывает, что Гунны, двинувшись из Азии, прежде всего напали на Массагетов, живших за рекою Уралом. Побив их, они пошли дальше, пересекая прикаспийские степи. На Дону им пришлось преодолеть мужественное сопротивление Асов, и дальше на Европу они двинулись только "после того, как прошли земли Аланов, а особенно того племени, которое граничило с Грютунгами и называлось Танаитами. Из них они многих ограбили и убили, а переживших нашествие присоединили к себе в качестве союзников." Во время боев выделилась одна многочисленная группа Аланов и отступила на запад. Эти вместе с готским племенем Вандалов прошли всю Европу и из Испании переправились в Сев. Африку. В тридцатых годах пятого столетия там возникло вандало-аланское государство, существовавшее около столетия. Оно завоевано Византией в 534 г. Другая группа должна была уйти в Европу вместе с Гуннами. Пройдя неспокойную эпоху непрерывных воен и с Гуннами, и против них, они наконец разместились за Дунаем в Нижней Мезии совместно со Славянами, Готами и остатками Гуннов. Третья группа А. - Аланов, уйдя вначале в горы, после примирилась со своими победителями и сожительствовала в Приазовье с племенами Меотов и Гунно-Болгар. В 6 в. Прокопий называет их христианами и друзьями Византии. Через два века, после ухода Болгар на Дунай и Среднюю Волгу, А. - А. объединили около себя соседей по Сев. Кавказу и не раз доставляли хлопоты хазарским каганам. В их новом царстве персидские географы указывали Землю Касак, примыкающую к южному берегу Азовского моря. В восьмом веке А. - А. начинают стягиваться в одно политическое обще¬ство на Северском Донце и на Среднем Дону. В 764 г. вместе с Подунайскими Северянами и каким то туранским племенем они перекочевали сюда из Нижней Мезии в количестве 208.000 душ. Памятью их пребывания в бассейне Дона остались городища и могильники с предметами Салтово-маяцкой археологической культуры. Здесь А.-А. снова создали свое государство, существовавшее до второй половины десятого века. Кадры его населения, по мнению археологов, составились из смешанного племенного типа и проявляют черты оседлых земледельцев, ведущих довольно культурное хозяйство, знакомых со строительным искусством, обладавших высоко развитым гончарным ремеслом и кузнечным делом. Вскоре после своего прихода. господствующее племя А. - Аланов воздвигло на правом берегу Дона, повыше донецкого устья, крепость из белого известняка, которой, повидимому и принадлежало первоначальное славянское название Белая Вежа. Хазары усмотрели в ней постоянную угрозу донскому торговому пути и переправе через Дон. В начале девятого века они взяли ее с боя, разрушили до основания и в 836 г. при помощи Греков построили новую крепость Саркел, уже на своей, восточной, стороне Дона. Местные Славяне, а за ними и Русские оставили для нее старое название Белая Вежа, хотя стены ее были сооружены из красного кирпича. Во второй половине десятого в. все поселения А.-Аланского или Ясского царства кем-то разрушены. Теперь при их раскопках находят следы пожаров и насильственной смерти жителей. Их гибель по времени можно связать только с хазарским походом киевского князя Святослава. Эта очередная катастрофа в жизни Дона, очевидно и нашла отражение в короткой заметке летописей под годом 965: "Одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя, и Ясы победи и Касоги и приведе Киеву." В результате этой победы прекратилась цветущая и культурная жизнь многих десятков ясских и болгаро - славянских поселений на берегах Дона, Донца и Оскола. Сохранившаяся часть жителей после известна русским летописцам, как Ясы и Черные Болгары. До 1015 г. они находились в зависимости от киевского князя, а после вместе со Славянами-Казаровцами, Касогами-Казягами вошли в состав независимой и сильной державы Мстислава Храброго. В границах этого Томаторканского княжества все они находились около ста лет. Многовековое пребывание А. - Алан в постоянном близком общее со Славянами-Казаровцами и Черными Болгарами способствовало их слиянию в один народ. Процессы взаимного проникновения начались, если не на прежних приазовских юртах, то на Дунае. Во всяком случае А. - А. возвратились на Дон пройдя путь основательных славянских и туранских влияний. Тоже самое устанавливает и археология для ранних эпох пребывания их в наших степях. К десятому веку эти процессы смешивания в один народ завершились в Полонских Бродниках и в Касаках, покрывших своим именем прежнюю Meотиду. После разорения донецко-донской Асалании, часть Аланов, во второй половине 10 в. перекочевала в Крым. Taм они жили в совершенно примитивных условиях между гор около Чуфут Кале, "в пустынных местах и пещерах, не строя ни загонов для скота, ни лачуг". Всем племенем они приняли на себя охрану от кочевников греческого города-колонии Херсонеса и в 1240 г., как христиане имели своего епископа. Грек Пахимер писал о них в конце 13 в. Тогда они находились уже в составе казачьей дружины темника Нагая и вместе с дру-гими Ордынскими Казаками казались полностью отатареными, хотя оставались христианами. В 1364 г. на Синих Водах, при боевой встрече с войском в. кн. Литовского Ольгерда, Татары имели трех предводителей. Из них один носил христианское имя Димитрий, второй назывался Кочубеем, т.е. так же, как Казак и Войсковой судья на Гетманщине во время правления Мазепы, а третьего звали Котлубек. Два первых, по всем признакам, были атаманами Ордынских Казаков, среди которых, по словам Пахимера, находились и Аланы. Оставшись среди Днепровских Казаков и после отхода их от Крымского хана (1492г.) они принесли в их среду чистый нордический тип, сохраняющийся до сих пор у некоторых Черноморцев на Кубани. Утвердившееся в археологии мнение, что А. - А. в извечной части растворились между степными Славянами и Тюрками, дает основание думать. что они не исчезли бесследно, но своими остатками влились и в основной донской казачий массив, пополняя наш народ крупными, белотелыми, спокойными, настойчивыми и хозяйственными представителями Севера. С ними же в казачью среду пришло понятие "атаман" больше асаланское, чем туранское. На принадлежашей Аланам, Земле Касак при Мстиславе Храбром проживал летописный народ Касаги-Казяг. После оттуда же вышли Днепровские Казаки Черкасы, Азовские Казаки, Казаки Пятигорские и Гребенские. В 1549 г., когда Казаки стали окончательно возвращаться с Северщины на Дон, они принесли с собой и, не забытое еще, племенное имя Азманов (Сары Азман). Из этого следует, что остатки А.-Аланов влились и в коренное казачье общество на Дону.